БРЮССЕЛЬ. В Европейском совете по международным делам (ECFR) сомневаются, что США и их союзники на Ближнем Востоке в состоянии заменить Россию на энергетическом рынке ЕС в случае начала войны на Украине.
«Война в Украине подчеркивает опасную зависимость Европы от российского газа. Нынешняя напряженность усилила опасения по поводу перебоев с поставками российского газа. Это усилит существующий дефицит энергии и приведет к еще более высоким ценам для европейских потребителей, которые переживает серьезный кризис стоимости жизни. На этом фоне замена российского газа ближневосточным газом представляется привлекательным решением. Но это легче сказать, чем сделать. Катар, как второй по величине в мире производитель сжиженного природного газа (СПГ), до сих пор был в центре внимания усилий по поиску альтернативных источников энергии. С конца января Вашингтон подталкивает Доху к перенаправлению экспорта газа в Европу. Однако производство в Катаре близко к максимальной мощности, и большая часть его поставок связана с контрактами с ключевыми клиентами в Азии. Если США не удастся убедить своих азиатских партнеров отказаться от части своих закупок для доставки в Европу, новые поставки газа будут ограничены и будут поставляться по ценам спотового рынка, которые уже находятся на рекордно высоком уровне», — говорится в обзоре.
По мнению аналитиков ECFR, «переговорная сила Катара усиливается отсутствием альтернатив, особенно с учетом того, что Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты не обладают сопоставимыми возможностями по производству и экспорту СПГ», «но Саудовская Аравия важна для энергетического баланса и в других отношениях».
Ожидается, что «эскалация российско-украинского конфликта может привести к сокращению поставок российской нефти, цены на которую уже взлетели до небес».
«Эр-Рияд находится под значительным давлением США, которые вынуждают саудовцев увеличить добычу нефти, чтобы снизить цены. До сих пор королевство отказывалось это делать, потому что более высокие цены увеличивают ее доходы, ускоряя восстановление страны после пандемии. Но обострение конфликта усилит требования Запада. Саудовская Аравия также может попытаться бросить вызов доминированию России на восточноевропейском нефтяном рынке, используя свои недавние вложения в Польшу, чтобы захватить большую долю мирового рынка. Северная Африка представляет собой еще одно потенциальное решение энергетических проблем Европы, учитывая позиции Алжира и Ливии в качестве возможных альтернативных поставщиков газа. Но это также повлечет за собой значительные осложнения, не в последнюю очередь из-за того, что беспорядок на Севере Африки может угрожать стабильности поставок.
Эскалация напряженности между Алжиром и Рабатом уже привела к прекращению экспорта энергоносителей по трубопроводу, соединяющему Алжир и Испанию. Давняя вражда между сторонами дает мало надежды на быстрое разрешение, хотя украинский кризис может побудить к более активным европейским усилиям по посредничеству в споре. Однако Алжир все еще может поставлять СПГ в Европу или экспортировать больше газа на восток по трубопроводу в Италию. Между тем политическая нестабильность Ливии и сохраняющаяся угроза конфликта делают ее проблемным энергетическим партнером, особенно с учетом ограниченных дополнительных мощностей страны», — пояснили в Европейском совете по международным делам.