Шейнин: Паустовский еще в 1919 году описал знакомую нам сегодня Украину

Все это уже повторялось и выметалось до соринки, отметил журналист.

Константин Паустовский. Фото: sputnik-abkhazia.ru
Константин Паустовский. Фото: sputnik-abkhazia.ru

МОСКВА. Ведущий программы «Время покажет» Артем Шейнин напомнил зрителям о юбилее великого русского писателя Константина Паустовского, которому 31 мая исполнилось 130 лет. Телеведущий пояснил, что Паустовский был свидетелем событий на Украине 1917-1920 годов и много про это знал, описывая их в своих книгах про Гражданскую войну и революцию.

По словам Шейнина, это настолько же ярко, настолько и узнаваемо с точки зрения того, что мы обсуждаем сегодня, хотя описывается 1919 год. Вот как он описывает выезд Семена Петлюры из Киева в книге «Повесть о жизни начала неведомого века»:

«Власть украинской директории и Петлюры выглядела провинциально. Некогда блестящий Киев превратился в увеличенную Шпулу или Миргород с их казенными присутствиями и заседавшими в них Довгочхунами… Даже самые матерые скептики верили всему, вплоть до того, что Украина будет объявлена одним из департаментов Франции и для торжественного провозглашения этого государственного акта в Киев едет сам президент Пуанкаре или что киноактриса Вера Холодная собрала свою армию и, как Жанна д’Арк, вошла на белом коне во главе своего бесшабашного войска в город Прилуки, где и объявила себя украинской императрицей… Когда бой начался под самым Киевом, у Броваров и Дарницы, и всем стало ясно, что дело Петлюры пропало…

Когда бой начался под самым Киевом, у Броваров и Дарницы, и всем стало ясно, что дело Петлюры пропало, в городе был объявлен приказ петлюровского коменданта.

В приказе этом было сказано, что в ночь на завтра командованием петлюровской армии будут пущены против большевиков смертоносные фиолетовые лучи, предоставленные Петлюре французскими военными властями при посредстве «друга свободной Украины» французского консула Энно.

В ночь фиолетового луча в городе было мертвенно тихо. Утром город был свободен от петлюровцев и выметен до последней соринки. Слухи о фиолетовых лучах для того и были пущены, чтобы ночью уйти без помех».

Журналист считает описанную автором историческую ситуацию гениальной и очень показательной по отношению ко всему тому, что сегодня ежегодно обсуждается по телевидению: «Мы видим тут и Веру Холодную, и веру в департамент Франции, и в какую-то актрису, которая что-то соберет, и фиолетовые лучи, которые они обязательно применят, и так далее. Я к тому, что все это уже было. Все это уже повторялось и выметалось до соринки. Фиолетовый луч рано или поздно закончится, петлюровцы рано или поздно уйдут. Придут русские и будут снова наводить порядок и организовывать жизнь. Да, какое-то время будет тяжело, но все равно на той же самой Бердянской косе снова все будет хорошо».