Почему государство проигрывает культурную войну

На Первом канале обсудили отношение молодежи к Великой Отечественной войне и Победе.

Конфликт поколений. Фото: welt.de
Конфликт поколений. Фото: welt.de

МОСКВА. В современном противостоянии систем большое значение имеет ценностное единство, считает ведущий программы «Время покажет» Артем Шейнин.

«Если мы говорим о противостоянии систем, а оно продолжается и будет нарастать, в том числе в психологическом и ментальном плане, то понимание того, насколько мы едины в ценностном плане и что мы про это понимаем, очень важно», — отметил Шейнин в эфире Первого канала.

По словам журналиста, речь идет об «искривлении ценностного контура у большой части населения».

«Через 15-20 лет это будет основное поколение, которое будет принимать решения — это что-то ненормальное или естественный процесс поколения? Надо как-то исправлять или само рассосется?», — интересуется Шейнин.

Режиссер, председатель Русского художественного союза Эдуард Бояков ответил следующим образом: «Конечно, надо исправлять и этому нужно противостоять. И никакой Cледственный комитет здесь не поможет. Никакой Следственный комитет не может запретить сделать наколку на лбу 666 (имеет в виду Моргенштерна). Это месседж, интерфейс дьявола. Не он сатана, а это проекция. Мы работаем с этим катастрофически. Мы проигрываем культурную войну. Исход любой войны — гибридной, ментальной, гражданской — решает сила духа, культура. Культуру формируют люди, которые занимаются символическим полем».

«Но ведь в Советском Союзе тоже снимали правильные фильмы, честные и не фальшивые, писали правильные песни, от которых кровь закипала, но тем не менее, в 1991-м году нам это никак не помогло», — парировал Шейнин.

Бояков считает, что «не снимали»: «Уже к 1970-м годам, начиная с шестидесятников, наша культура начала представлять из себя жалкое колониальное и зависимое зрелище. Зависимое от джинсов, от западной рок-музыки, от коротеньких юбочек. Шестидесятники занимались постоянным бесконечным нытьем. Самые популярные три композитора в мире XX века — наши. А сегодня мы живем в стране, в которой нет ни одного всемирно известного художника, писателя, режиссера».

В свою очередь, драматург и продюсер Эжен Щедрин обратил внимание на новое поколение, которое не читало те же книги, что читали их родители: «Проблема сейчас гораздо глубже, чем мы думаем. Сейчас возникло поколение, которое не читало те же книги, что читали их родители. Боюсь, что мои дети не читали «Преступление и наказание». Я не могу поручиться, что моя дочь прочитала столько же книг, сколько я. Я убежден, что обращаться к молодежи нужно на их языке. Для них гораздо авторитетнее сейчас Тик-ток, чем роман Гроссмана «Жизнь и судьба». Поверьте, если бы я знал, как в Тик-ток закачать фильм «Офицеры», я бы это сделал. Мое поколение активно агитировали за атеизм. Многие мои знакомые ушли в религию именно на фоне этой агитации».

Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин призывает аккуратнее работать с целевой аудиторией: «Не надо в Тик-ток закачивать «Офицеров». Это бессмысленное задание. И не надо для молодежи имитировать молодежь. Надо спокойно разговаривать на том языке, который соответствует твоей возрастной группе. И с течением времени молодежь все равно вернется, мы должны показывать пример. Но не надо говорить, что все пропало».

«В идеальном мире существуют светлые идеалы, твердые принципы. Наш мир не идеален. Каждый раз, когда мы это обсуждаем, мы не должны говорить «Как плохо, давайте навесим ярлык и проклянем». Люди, которые пишут слово Родина с маленькой буквы, они маргиналы, отдельные группы. Когда мы реагируем на такие вызовы, таким образом мы увеличиваем группу, которая не маргинальная. Так живет зрелое гражданское общество. Это проявление общественной болезни. И болезнь вытесняется здоровыми микроорганизмами, которые вместе создают в обществе определенное настроение. Мы сейчас спокойно работаем над интеллектуальным контекстом противодействия», — резюмировал Мухин.