ВАШИНГТОН. У «Газпрома» есть коммерческий стимул в том, чтобы поддерживать свою репутацию надежного и стабильного поставщика газа на европейский рынок. Об этом говорится в обзоре американского Атлантического совета, который с июня 2019 года признан в России нежелательной организацией.
«Такая репутация в Западной Европе была завоевана с трудом на протяжении пятидесяти лет, с тех пор как в 1967 году в Австрию была поставлена первая партия газа из СССР. Тогда в основе поставок лежал принцип взаимной заинтересованности; России нужно было продавать газ, а Европе нужно было его покупать», — напоминает автор обзора Алан Райли.
По словам Райли, уязвимое положение Европейского союза обусловлено закрытием гронингенского месторождения в Нидерландах и закрытием АЭС в Германии: «Постепенное закрытие месторождения Гронинген, которое до 2013 года давало 54 млрд кубометров природного газа, повысило уязвимость поставок в Европу, как и принятое в 2011 году Германией решение о постепенном закрытии своих атомных электростанций. Кроме того, ЕС и его государства-члены приступили к декарбонизации, не думая о последствиях с точки зрения безопасности поставок. В частности, сперва они отказались от угля, а затем решили просто импортировать больше природного газа из России».
В настоящее время «Газпром» обеспечивает от 10 до 15% налоговых поступлений в федеральный бюджет. В 2014 году доля импорта российского природного газа в ЕС составляла 30%. Накануне специальной военной операции РФ на Украине, которая началась 24 февраля 2022 года, эта цифра достигла уже 45% от общего объема импорта. По импорту российского газа лидирует Германия – 50%. Примерно 70% газа, который шел весной 2021 года по долгосрочным контрактам, продавался по ценообразованию на хабе, а не в привязке к цене на нефть.