МОСКВА (ИА Реалист). Психиатр Владимир Бехтерев предупреждал, что инфекции и пандемии заканчиваются психическими эпидемиями. Об этом в интервью порталу «Научная Россия» напомнил академик РАН, доктор медицинских наук, пульмонолог Александр Чучалин. «В истории известны бунты, которые возникали после холеры: Александр Пушкин хорошо описывает, как он находится в Болдино, ему надо вернуться к невесте Наталье Николаевне, а он не может проехать кордоны: всех задерживали из-за холерного бунта. Таким становится поведение человека в период, когда формируются пандемии — это одно из ее качеств», — отмечает ученый. Чучалин подчеркивает, что информированность — умение говорить правду: «Если говорить о «пандемии» и анализировать выступления ряда наших ученых, то, в первую очередь, обескураживает то, что они не могут говорить правду». Он напомнил, что после Нюрнбергского трибунала было принято решение о необходимости разработать этический кодекс. «Цивилизация разбилась на периоды до Нюрнбергского процесса и после него. Первый пункт этического кодекса — это добровольное информированное согласие. Именно в него вложены основные принципы — глубокое уважение личности человека, автономия его прав и свобод — без этого не может быть ДИС», — подчеркивает академик РАН. По его мнению, без уважительного отношения к достоинству человеческой личности, автономии его прав и свобод, «с помощью приказов мы ничего не сможем сделать. Это большой вызов организаторам процесса: правительствам, министерствам, начальникам департаментов здравоохранения»: «Общество надо образовывать от авторитетных лиц, иначе мы потеряем уважение человека к государственным структурам. Это серьезная проблема, поэтому Владимир Бехтерев и говорил про психические эпидемии. Под влиянием фейков общество может неправильно разобраться в том, что происходит вокруг него. Итак, информация должна быть объективной, основанной на строгих доказательствах, и тут надо понимать роль профессорско-преподавательского состава, который должен доносить эту информацию». По мнению академика РАН, в процесс образования общества очень слабо вовлекают университеты. «Профессора могут читать лекции, выходить с разъяснениями, но в период пандемии мы потеряли университетскую часть. При этом, например, американские университеты заняли самую активную позицию. Сейчас лидируют университет в Сан-Франциско, университет в Чикаго, Нью-Йоркские университеты и ряд других», — добавил он. Чучалин «обескуражен» тем, что в научной информации не встречается критика по поводу той программы по вакцинам, которая проходит в России: «В нашем же случае информация злорадствует, а злорадная информация — это не коллегиально. Это грубое нарушение этики взаимоотношений врача с врачом. Средства массовой информации играют здесь важную роль, но они вынуждены делать публикации на основании позиции других людей».