Николай Янович, сегодня состоялись переговоры министров иностранных дел России и Украины. Каковы были ваши ожидания от этой встречи и оправдались ли они?
— Глава МИД России Сергей Лавров четко ответил на пресс-конференции, что эти переговоры не ставили задачу достижения перемирия. Для этого есть переговорная площадка на территории Белоруссии, это их задача. Перед Лавровым стояла задача обозначить перед своим, так называемым коллегой, на каких условиях возможно итоговое соглашения между Россией и Украиной. Дальнейшие прогнозы развития ситуации зависят от того, насколько американцы будут гнуть свою линию на максимальное продолжение этого конфликта. Если бы американцы захотели прекратить конфликт, то им достаточно было бы дать команду своим марионеткам и огонь сразу прекратился бы. До тех пор, пока не будет дана такая команда, будет идти имитация переговоров со стороны Украины. Но все равно уже созданные зеленые коридоры и возможность выхода гражданских — это уже большое дело.
Вчера Министерством обороны РФ были опубликованы документы о том, что Украина собиралась идти в наступление на Донбасс в марте. Как считаете, нынешнее руководство настолько в себе было уверено или рассчитывали на западную поддержку?
— Нападение киевского режима на Донбасс планировалось, это абсолютно очевидно. У меня нет сомнений, что еще будут находить подтверждающие это документы. Потому что сосредоточение такой большой группировки на Донбассе со стороны Украины невозможно было без документов, определяющих замысел этой операции. Тот документ, который был обнародован, всего лишь один пока. По мере того, как дальше будут развиваться события, я уверен, что будут другие еще документы. И то сопротивление, которое оказывается именно на Донбассе сейчас, говорит о том, что там сконцентрированы наиболее вооруженные части ВСУ. Планировалось подавление Донбасса и именно ради этого там накапливалось такое количество ВСУ и их техники.
Вы были премьер-министром Украины с 2010 по 2014 год. Что вам известно о биолабораториях на Украине
— В конце 2010 года я получил информационную записку о том, что существует соглашение между Минздравом Украины и Пентагоном, подписанное в 2005 году, сразу после «Оранжевой революции». Поэтому отсчет деятельности этих лабораторий идет от 2005 года. Причем из этого соглашения следовало, что любое предоставление информации об этих лабораториях недопустимо, пользователями всей информации являются только США и их правительство. Мы написали в посольство США и потребовали предоставить возможность нашим специалистам побывать на этих объектах для выяснения того, что там делается, для чего и какая польза для нас от этого. Сначала они не допускали наших сотрудников, потом допустили, но дали им только пройтись по коридорам, проверить вентиляционную систему, больше они ничего не видели. Мы еще раз потребовали предоставление этой информации, обозначив, что в противном случае поставим вопрос о прекращении их деятельности на территории Украины. Последовала пауза, и в 2013 году мы получили ответ, что срок соглашения действует до такой-то даты и дальше они готовы рассмотреть вопрос о прекращении работы лаборатории. Последнее письмо, которое мы им направили было про то, что они должны прекратить работу в 2013 году. Прежде всего нас заботил тот факт, что именно после начала работы этой лаборатории появился свиной грипп, птичий. И никой реальной помощи мы не получили. Волокита с ответами на наши вопросы создавала опасение, что для нас это может небезопасно. Но мы понятия не имели, что именно делали в этих лабораториях. Я знаю, что все ответы на наши письма согласовывались с Госдепом, а Виктория Нуланд тогда была помощником Госсекретаря.