Мы стали меньше, мы стали слабее: Шейнин об уроках развала СССР

8 декабря исполнилось 30 лет со дня подписания Беловежских соглашений, оформивших демонтаж советского государства.

Борис Ельцин, Станислав Шушкевич и Леонид Кравчук. Подписание Беловежских соглашений. 8 декабря 1991 года.
Борис Ельцин, Станислав Шушкевич и Леонид Кравчук. Подписание Беловежских соглашений. 8 декабря 1991 года.

МОСКВА. 9 декабря на заседании Совета по правам человека президент России Владимир Путин и кинорежиссер Александр Сокуров вступили в оживленную дискуссию о республиках Северного Кавказа.

В частности, Сокуров предложил подумать над тем, чтобы «отпустить» те российские территории, которые не хотят жить по федеральным правилам и законам: «Давайте посмотрим, что происходит с российским государством, с нашей конструкцией государства. Давайте отпустим всех, кто более не хочет жить с нами в одном государстве, пожелаем им удачи, пожелаем удачи всем падишахам, я не знаю, всем, кто хотел бы начинать жить своей жизнью. А нашей армии пожелаем крепости и силы».

Путин привел в ответ убедительные доводы: «Кавказ — это часть Российской Федерации. Есть другой способ, о котором люди крайних взглядов, у нас тоже такие есть, к сожалению, говорят: «Давайте мы все распустим, будем жить так, как мы хотим». А мы и живем так, как мы хотим. «Мы распустим тех, кто с нами не хочет». Повторяю еще раз, а почему вы решили, что подавляющее большинство людей в республиках не хочет? Наверное, там есть такие. И кровавый период середины 90-х — начала 2000-х нам показал, к чему это может привести. Но разве вы этого хотите? Мы этого не хотим».

В свою очередь, ведущий программы «Время покажет» Артем Шейнин считает, что «расширение НАТО на Восток и Украина — следствия того, что уже один раз так, как говорит уважаемый Александр Николаевич Сокуров, было, это все мы уже проходили».

«Берите суверенитета столько, сколько хотите. Уходите туда, куда хотите… Если те искренние, честные и порядочные люди того времени, конца 1980-х годов (а я не сомневаюсь, что Александр Николаевич — искренне переживающий за страну человек), не понимали последствий, потому что опыта такого у них не было, то у нас же есть опыт конца 1980 — начала 1990-х годов. Есть опыт того, что мы померили, хотят люди оставаться в Советском Союзе или не хотят. И оказалось, что значительное большинство хотело в нем оставаться. Но разговоры о том, кто кого кормит, кто от кого зависит, кто кому должен, кто кому не должен, они все равно перевесили. Ну, разошлись. Что из этого получилось? Владимир Владимирович Путин перечислил, что из этого получилось. Мы стали меньше, стали слабее. Большинство тех, кто ушел, не стали счастливее. Мы поимели массу проблем и внутри тех стран, которые ушли, и внутри своей страны, и сотни тысяч людей заплатили за это своими жизнями, миллионы заплатили за это падениями и трагедиями в своих жизнях. Сейчас какой-то Столтенберг из НАТО говорит, что у РФ нет никакой сферы интересов. Это все следствия того, что мы уже один раз такое проделали. Мы уже один раз уменьшились, желая кому-то сделать лучше», — напомнил Шейнин в эфире Первого канала.