Кто ответит за побочные эффекты от информационной кампании в области вакцинации?

Артем Шейнин о качестве и сути той информационной кампании, которая разворачивается в российском обществе.

Артем Шейнин. Фото: sheynin.ru
Артем Шейнин. Фото: sheynin.ru

МОСКВА. Я хочу еще раз напомнить, что я не являюсь принципиальным безоговорочным противником вакцины и вакцинации. Достаточно взглянуть в мой военный билет, где проставлены прививки, которые нам делали при отправке в Афганистан, чтобы понять, что я в своей жизни с прививками сталкивался. Знаю, что ничего страшного в этом нет. И все то, от чего делались эти прививки — холера, тиф, гепатит, оспа — я в итоге в Афганистане ничем этим не болел. Многие болели, хотя ставили прививки всем одинаковые. И все одинаково температурили пару дней после прививки, потом все находились в Афганистане в одинаковых условиях: ели одно и то же, пили одну воду на боевых действиях, но почему-то кто-то болел, а кто-то не болел.

Не очень понятно, кто такой антиваксер. И это тоже очень опасная история, поскольку именно ненависть к ним сейчас вбрасывается в информационное пространство. Так вот, я не являюсь антиваксером — принципиальным противником прививок. Но у меня масса вопросов к тому, как проводится и как обществу информационно преподносится эта кампания. Я уверен, что те ошибки административные и информационные, которые были сделаны, оказались неизбежными, потому что все столкнулись с этим первый раз.

В моей семье и среди моих близких есть и вакцинированные, и невакцинированные. Те, кто вакцинировался, перенесли это по-разному. Я это говорю к тому, что среди моей семьи и близких эта тема не является темой споров, взаимных упреков, обид. Я мало знаю нормальных людей, между которыми эта ненависть и эта претензия существовала бы. И у меня вопрос — зачем именно такое отношение к невакцинированным вбрасывается в общество сейчас. Вопрос очень важный. Я все жду, кто из этих людей, объявивших крестовый поход против не очень понятных антиваксеров, кто первый из употребит термин «враги народа», «предатели Родины», кто первый предложит что-нибудь про лагеря.

Еще несколько дней назад речь шла о том, чтобы жестко наказывать антиваксеров, а вот уже на днях я увидел опрос, который проводит один известный человек на одном из московских радио. Там уже ставится вопрос: «как вы считаете, нужно убеждать людей прививаться?» или «жестко наказывать непривитых»?

Я не обсуждаю вакцины, медицинские аспекты, конспирологию. Я обсуждаю качество и суть той информационной кампании, которая разворачивается в нашем обществе вокруг вакцинации. Эта кампания очень опасна и чревата, разделяет наше общество на два лагеря, которые пока не являются непримиримыми, но их хотят и активно пытаются сделать непримиримыми.

Я думаю, мой товарищ и коллега Петр Толстой, говоря о том, что государство проиграло информационную кампанию по вакцинации, имел в виду именно это. И он совершенно прав. Нужно правильно понимать слово «проиграла». Единой информационной политики не существует. Есть информационная политика разных ведомств, поскольку каждое ведомство должно заниматься тем, за что с него спрашивают. Минздрав и Роспотребнадзор тем, за что с них спрашивают. Люди, которые занимаются производством и распространением прививок, должны заниматься этим. А вот все побочные социальные эффекты этого — за них никто не отвечает. И дальше каждый сам по себе. Ведомственные интересы, в которых нет ничего плохого, возобладали. А весь остальной круг проблем и последствий оказался как бы бесхозным и отдан на откуп соцсетям и интернету.