МОСКВА. Во всех регионах России сегодня отмечают очень важную и особенную дату — 8-ю годовщину воссоединения Крыма с Россией. От Владивостока до Калининграда проходят автопробеги, флешмобы и другие мероприятия. В Москве на митинг-концерт в честь воссоединения Крыма с Россией пришли более 200 тысяч человек.
Военный эксперт и журналист Владислав Шурыгин награжден Министерством обороны РФ медалями «За возвращение Крыма» и «За освобождение Крыма и Севастополя». В беседе с Sheynin.ru журналист вспоминает о тех мартовских днях 2014-го года.
«Те события сейчас вспоминаются как непрерывный драйв. Тогда это было абсолютно неожиданно, потому что все привыкли, что наша власть все стерпит и все сдаст. Ощущение было чего-то невозможного. Мы к тому моменту 22 года отступали, сдавались, прятали глаза и если где-то и сражались, то только как добровольцы. А тут вдруг неожиданно в Крыму появились знаменитые «вежливые люди» и местная власть исчезла, растворились, как дым в воздухе. Я помню, ходил по Симферополю со своим другом журналистом, и было ощущение, что я выпил залпом бутылку шампанского. Я испытывал натуральный шок, похожий на боевой, от невозможности всего происходящего. Я родом из Крыма и предыдущие 20 лет вносил какую-то толику сил, чтобы Крым не перестал стремиться к России и не перестал был русским и российским», — рассказывает Шурыгин.
Отвечая на вопрос, почему тогда мы остановились на Крыме и не продвинулись дальше, эксперт отвечает, что он сам задает себе этот вопрос много лет и делится воспоминаниями о своем разговоре с одним из «вежливых людей»:
«Я помню, когда шли бои в Донбассе, я встретился с одним из наших «вежливых людей», который там был в отпуске. Я сказал, что надо идти на Киев, он сказал мне: «О чем ты говоришь? Мы не можем идти даже на Мариуполь, потому что в Мариуполь должны будут заходить уже российские войска». Мы тогда пытались дать украинцам возможность самим что-то решить, понять, что у них переворот. По началу казалось, что до них доходит, но потом пришли нацисты и буквально за считанные недели все было уничтожено самым жестким образом. Напомню, что по Мариуполю был нанесен удар штурмовиком по жилому комплексу, потом был дом Профсоюзов в Одессе. Я тогда понимал под Мариуполем, что нужно заканчивать это все, идти дальше, но сил тогда не было. Есть своя логика, что мы сами были не готовы к операции такого масштаба. Мы не рассматривали на тот момент Украину как своего противника. В итоге мы сейчас все преодолеваем с десятикратной тяжестью», — отметил эксперт.
По мнению Владислава Шурыгина, сейчас война была уже неизбежной:
«Украину за эти 8 лет переформатировали из сонной и вялой страны в страну-зомби. Весь ужас того, что случилось в том, что мы не могли избежать войны. Иначе нам пришлось бы бросить миллионы людей в Крыму и Донбассе. И даже после этого от нас никто не отстал бы. Все 8 лет украинская армия готовилась воевать с Россией, а не с марсианами».
Напомним, Крым присоединился к России в марте 2014 года по результатам референдума, на котором 96,77 процента граждан в Крыму и 95,60 процента в Севастополе высказались за воссоединение с Россией.