Кира Сазонова: страшно, когда мировая война совпадает с гражданской

Для солдатов из стран НАТО враг — не человек, для российского солдата человек — вопрос сострадания, утверждает эксперт.

Кира Сазонова. Фото: kaluga.zapravdu.org
Кира Сазонова. Фото: kaluga.zapravdu.org

МОСКВА. Мир сейчас проходит проверку на человечность, которую пройдут те, кто способен относиться к врагу с милосердием. Об этом в эфире программы «Время покажет» с Артемом Шейниным заявила доцент кафедры государственно-правовых дисциплин РАНХИГС, кандидат юридических и политических наук Кира Сазонова.

«Новый мировой порядок — устойчивая клишированная фраза, размещенная на государственной печати США. Но уже сотню лет этот «новый мировой порядок» не новый. Он уже успел изрядно истрепаться. Я удивлена, что [президент США Джозеф] Байден вспомнил первую половину XX века, учитывая тот факт, что любые исторические аналогии сегодня неуместны. Единственное в чем он прав: мир стремительно меняется и любая мировая война страшна, но, когда она еще и совпадает с гражданской войной, становится еще страшнее. К сожалению, сейчас именно такой исторический период. Кто и на каких принципах будет главенствовать, пока не ясно. Это глобальная точка бифуркации, после которой может быть все что угодно», — считает Сазонова.

По ее словам, проверка на человечность длится последние десятки лет: «Все мы помним, как относились к гражданскому населению войска НАТО. Есть понятие «сопутствующий ущерб», очень хорошо известное американским юристам. Сопутствующий ущерб – это как раз о потерях среди гражданского населения, что является показателем отношения, насквозь проникнутого шовинизмом и чувством превосходства. Что в колониальный период, что в период нацизма такого рода отношения к людям очень схожи между собой. То, насколько человек способен проявлять милость к врагу, и определяет качество личности человека. А когда еще все это мультиплицируется и распространяется на человеческие сообщества, из этого и возникает то, что называется «идеологией». Именно об этом мы говорим сегодня. О возможности проявить сострадание к врагу. И что сейчас делает Российская армия, просто не вписывается ни в какие западные каноны. Я искренне понимаю военнослужащих, которые прошли армию США и Великобритании. Они не понимают, почему российские военные ведут себя так. Потому что они сами никого не жалели, потому что все войны, которые они вели, были с теми, кто для них не люди. А наши солдаты, помимо того, чтобы вести боевые действия, еще думают и спасают украинское население, которое оказалось в заложниках у своих же военнослужащих».