Как Россия сейчас получает оплату за продажу своих ресурсов?

Объем замороженных активов России может достигать $1 трлн.

Фото: mk.ru
Фото: mk.ru

МОСКВА. Издание Newsweek сообщило, что с начала специальной военной операции России на Украине Евросоюз оплатил Москве более $16 млрд за импорт ископаемого топлива. Более $5 млн было заплачено за импорт нефти, около $9,5 млн потрачено на газ, а более $385 млн на импорт угля.

Как сообщает издание, «этими данными поделился Центр исследований энергетики и чистого воздуха (CREA), независимая исследовательская организация, которая в настоящее время отслеживает, сколько денег все еще течет из финансов ЕС в карманы Кремля».

Член Президиума Совета по внешней и оборонной политике Александр Лосев в беседе с Sheynin.ru объяснил, сможет ли Россия по факту получить эти деньги, учитывая санкции.

«Заморожены резервы Центрального банка России и Фонда национального благосостояния. А вот деньги за энергоносители получают наши компании на свои счета за границей. И проблема в том, что переводы оттуда затруднены, но пока еще возможны. Средства могут идти до нас долго, с большой задержкой. Но эти счета не заморожены. Деньги находятся на счетах американских банков и теперь каждый платеж в Россию по поручению российских юридических лиц согласовывается со специальным департаментом Минфина США. Деньги стало очень трудно забирать с этих счетов.

Что касается того, можем ли мы все свои ресурсы продавать за рубли, могу сказать, что Индия уже согласилась торговать с нами в рублях. И в принципе до 1992 года наша страна именно так и жила, продавала все в рублях. Мы с Индией формировали торговый баланс, и на основании этого баланса мы проводили операции в национальных валютах. По сути, это был бартер, но оформленный в виде платежей в национальных валютах. А с европейцами, возможно, будет не так.  

Мы сейчас экспортируем в Европу гораздо больше, чем импортируем из Европы. У нас положительное сальдо торгового баланса с Европой. Они покупают больше нашего газа, угля, металлов, зерна, чем мы покупаем продукцию у европейских компаний. Если мы сейчас им поставим условие, что готовы продавать свой товар только в рублях, они на это не согласятся, будут делать вид, что закупают нефть у стран Персидского залива, искать обходные пути, не найдут, и будут вынуждены разморозить наши активы и убрать препятствия для платежей в евро. И, конечно, будут вынуждены пустить газ по «Северному потоку-2».

Дело в том, что потребность европейской экономики в газе постоянно растет. Если сейчас им нужно 520 млрд кубов газа, то на следующее десятилетие им потребуется 600 млрд. кубов газа. Европейские месторождения газа почти исчерпаны, там невозможно увеличить добычу. И уйти на зеленую энергетику они не смогут, для этого у них нет необходимого количества ресурсов.

На мой взгляд, у Европы и США сейчас странный проект по торможению мировой экономики, и этот проект сейчас провалится. Они всегда говорили, что Россия экономический карлик, потому что российский ВВП 3,2% от мирового. Но они не учли, что потребность в реальных активах никуда не денется, какой бы цифровой мир они не создавали. Кстати, цифровой мир потребляет все больше и больше электроэнергии. Это тоже нужно понимать», — подчеркнул эксперт.