МОСКВА. Бедные не сильно зависят от внешнего рынка, а вот средний класс реально попал под удар санкций. И важно им объяснять, почему наше временное благополучие не должно быть основанием для того, чтобы отказаться от жизненно важных проблем страны.
Глава Минфина РФ Антон Силуанов сообщил, что Россия из-за санкций США, Европы и их союзников, заблокировавших РФ доступ к части золотовалютных резервов, не может использовать почти половину из них — порядка $300 млрд. Золотовалютные резервы нужны для того, чтобы в худой ситуации поддержать физически импорт. Например, для покупки лекарств или оборудования, которые у нас не производятся. То есть, золотовалютный резерв нужен для поддержки критического импорта. Также резервы нужны в ситуации, когда текущие доходы страны не обеспечивают покрытие текущих нужд. Но сегодня золотовалютные резервы нам не очень нужны.
Экспортные доходы России сегодня составляют больше $1 млрд в день, это где-то $400 млрд в год. Просто все то, что производит Россия сегодня очень дорого стоит на мировом рынке: нефть, газ, металлы, удобрения. И зачем нам нужно расходовать золотовалютный резерв в такой ситуации? У нас даже при сегодняшних санкциях сальдо платежного баланса положительно. Это означает, что будут расти наши золотовалютные резервы.
Просто плохо, когда воруют чужие деньги, в данном случае заморозили. Но мы знаем какие фокусы США могут вытворять с золотовалютными резервами других стран. Формально они их использовать не могут, но по факту были уже такие преценденты. США заблокировали золотовалютные резервы Венесуэлы, а потом отдали в распоряжение Хуана Гуайдо — человека, которого они признали президентом Венесуэлы. Он использовал эти средства для борьбы с легитимной властью страны. США арестовали золотовалютные резервы Ирака, и из этих денег погасили свои же расходы на вторжение в Ирак. США могут сейчас придумать в угаре санкций и как использовать наши средства. Могут дойти до того, чтобы использовать эти деньги для компенсации потерь США и Европы от ответных санкций России. Если они это сделают — это будет грабеж и бандитизм.
Сейчас главный вопрос, почему финансовые власти не озаботились заранее и не вывели деньги со счетов золотовалютного резерва. Это недальновидность тех, кто за это отвечает. Они, видимо, просто не ожидали и рассчитывали, что Запад на такие меры не пойдет.
Но на жизни граждан сказывается не блокировка золотовалютных резервов России, а именно то, что рухнули все отлаженные механизмы торгового взаимодействия. Например, российские покупатели западных лекарств не могут заплатить своим поставщикам, не могут просто перевести им деньги. Нет возможности привезти какие-то товары из Японии или Кореи, логистические проблемы возникшие — это реальная проблема. И производители, не понимая придут им новые поставки или нет, начинают повышать цены. Вот это точно может повлиять на жизнь обычных граждан, а не блокирование золотовалютных резервов.
Но не все так плохо, как может показаться некоторым. Сегодня стало известно, что Индия и Россия рассматривают создание механизма торговых расчетов в национальных валютах: рупий и рубль. Мы давно предложили Индии перейти на рубли. И оплата за поставку им С-400 уже осуществлялась именно в рублях, потому что США обещала им санкции, если для этой покупки Индия использует доллары. Так что, у нас уже есть отработанная схема такой оплаты. Конечно, для Индии военно-техническое сотрудничество с Россией ключевое условие ее обороноспособности. Просто для примера: практически все офицеры ВМФ Индии говорят по-русски, угадайте, где они учились. Поэтому у флота Индии все поставки, запчасти, расходные материалы — все из России, иначе флот встанет. Также Турции мы много раз предлагали перейти на оплату в рублях и лирах, и вот наконец они тоже созрели и вернулись к рассмотрению этого вопроса.
Тот факт, что президент США Джо Байден запретил в Россию поставки наличных долларов, не сильно отразится на них самих, потому что речь о копейках. Мало кто вывозит наличные доллары из России. Люди обычно пользуются кредитными картами. Плюс иностранные счета, которые никто не блокировал и которые работают. Сейчас просто отлаживается механизм, как ими можно пользоваться.
Сегодня крайне важно до граждан донести сроки, в которые будут отлажены механизмы логистики. Важна психотерапия, разговоры с гражданами, сообщать им, что мы делаем. Нужно объяснить, что цены, скорее всего, на все поднимутся, но общая задача в том, чтобы они поднимались не слишком.