Инна Ветренко: для работы с молодежью нужно создавать специальный контент

Молодежь 90-х ориентирована на Европу и Америку, считает эксперт.

Инна Ветренко. Фото: Медиагруппа «Патриот».
Инна Ветренко. Фото: Медиагруппа «Патриот».

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Наше общество неоднородно, есть разные социальные группы, которые потребляют разный информационный контент, но есть те социальные группы, которые мы не достаем. Об этом в интервью с Sheynin.ru заявила доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой социальных технологий Северо-Западного института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Санкт-Петербург) Инна Ветренко.  

Инна Александровна, интересно узнать Ваше мнение как социолога, нам удалось достичь единства в обществе по поводу специальной военной операции на Украине?

— Об этом можно судить по социологическим замерам, которые проводят совершенно разные ведомства начиная от ВЦИОМ, который принято считать прогосударственной структурой, и заканчивая «Левада-центром»*. Важно, что по замерам обеих структур, консолидация нашего общества вокруг специальной военной операции достигнута. Доверие к президенту Владимиру Путину, взявшему ответственность на себя за начало этой операции, выросло на порядок. Данные ВЦИОМ и «Левады-центра»* отличаются минимально. Надо понимать, что социология вещь точная и упрямая, но строится на определенной методике проведения замера. Безусловно, в обществе есть протестные настроения, но они совершенно не влияют на общую картину.

Мы правильно работаем с информацией? Правильно объясняем нашему обществу, что происходит?  

— Какой правильный вопрос. Наше общество неоднородно, есть разные социальные группы, которые потребляют разный информационный контент. Мы в принципе работаем неплохо, но есть те социальные группы, которые мы не достаем. Чаще всего, это касается молодежи, которая выросла с ориентацией на Европу и Америку. Это тот курс, который был задан в 90-х годах. И на этом выросло несколько поколений, которые привыкли к европейскому комфорту, к европейскому образу жизни, к постоянным поездкам, к европейским свободам. Вот для них мы представляем собой пропагандистскую машину, которая якобы давит на них и не дает объективной информации. Для них нужно выбирать более тонкие инструменты и создавать специальный контент. Это должно делать экспертное сообщество, ориентированное и близкое к этой категории. Потому что подобным себе они доверяют больше.      

Сегодня Владимир Путин подписал закон о штрафах за отождествление СССР и нацистской Германии. Такие законы могут помочь в работе с молодежью?

— Законы, безусловно, вещь хорошая. Нам нужно было такой закон принять гораздо раньше, чтобы не было свободомыслия в значимых вещах. Великая Отечественная война и расстановка политических сил в этот период — это вещь как раз очень значимая. Мы очень ценим свою Победу, и наши дети имеют право знать правильную информацию. В этом нет нарушений каких-то законов демократии. Мы охраняем свое историческое прошлое, понимая, что оценка исторического времени очень субъективна. Задаем себе вопрос: сколько по времени сопротивлялась фашистской Германии Франция? 42 дня. И они считают себя героями. А Голландия — 5 дней. И они тоже считают себя победителями. Ответ на вопрос сколько сопротивлялись мы, понятен. Поэтому мы должны задать определенную канву, чтобы наша молодежь понимала все правильно. И если мы на это решились, то это надо делать через все источники и все законы.   

А что мы можем предложить нашей молодежи взамен того, что они потеряли?

— Как и Украину, так и нашу молодежь очень долго ориентировали на Европу. Безусловно у нас есть ресурсы, технологии того, как это все донести до молодежи. Но на это все нужно время. И сейчас это время очень дорого. Наша молодежь совершенно не знает места отдыха и организации досуга в России. В 2015 году я студентам в Калининграде задала вопрос о том, где они в России были. В ответ была тишина. Зато на вопрос о том, кто был в Европе — руки подняли все. А кто выезжал дальше Москвы 17 человек из 500.  Они просто не знают, что есть в России, хотя живут здесь. Вот сейчас у нас есть возможность показать своей молодежи наши красивые места, даже с их помощью развить эти места. У нас очень хорошая и креативно мыслящая молодежь. Нам сейчас нужно сформировать хорошую альтернативу и их не упустить.

Уже довольно часто слышим от высокопоставленных чиновников Европы, что санкции против России не работают и оказались неэффективны. Вы согласны с теми, кто говорит, что санкции делают нас только сильнее?

— В 2018 году была достигнута точка критического накала, когда санкции уже не могут больше принести вред. Сейчас все в большей степени становится похоже на выстрел в ногу со стороны европейцев. Они вредят себе, а не нам. Нас они уже не могут дестабилизировать больше, чем есть сейчас. Запад очень зависим от наших энергоресурсов. Это уже их привело к снижению уровня жизни, к инфляции. Их общество всегда сильно будоражит, когда им приходится выходить из зоны комфорта. И политическая элита Европы сейчас именно этого сильно боится. А нас это все сделает сильнее.         

*(некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента).