Игорь Кимаковский: пресс-конференция Пушилина — маленький дипломатический прорыв

11 февраля в Донецке состоялась пресс-конференция главы Донецкой народной республики Дениса Пушилина. О самом важном с места события рассказывает эксперт Центра социально-консервативной политики Игорь Кимаковский.

Денис Пушилин. Фото: denis-pushilin.ru.
Денис Пушилин. Фото: denis-pushilin.ru.

ДОНЕЦК. Организация пресс-конференции главы Донецкой народной республики Дениса Пушилина с самого начала приятно удивила. Предусмотрено было всё, даже возможные провокации.

С утра стало известно, что ряд зарубежных СМИ — американский CNN и британский ITV – СБУ без мотивации не пустило на территорию республики. Понимали, что готовится серьезное мероприятие и пытались понизить его статус. Организаторы мероприятия решили эту проблему — сделали формат онлайн.

Взгляд со стороны и совет западным СМИ: приезжайте в Россию, пересекайте границу с ДНР с нашей стороны. Проблем не будет. Правда на Украине потом вас обвинят по статье 332-2 УК Украины, незаконное пересечение границы. Но… Это другой вопрос. А я о сути происходящего.

Перед «прессухой» журналисты посетили Свято-Иверский женский монастырь, который находится рядом с разрушенными терминалами Донецкого аэропорта. Когда мы приехали на место, я, видавший многое в жизни, ужаснулся. Изрешеченный пулями и осколками Храм, разбитые памятники на погосте рядом. Выплывающие из тумана разрушенные здания бывшего аэропорта. С нами были иностранные журналисты.

Рассказы прихожан монастыря и Эдуарда Басурина, заместителя начальника Управления Народной Милиции республики, меня немного шокировали. Кладбище и монастырь обстреливали крупным калибром, фосфорными боеприпасами. Следы от этих обстрелов мы, журналисты, видели повсюду. На один из вопросов французских журналистов об происходящем в 2014 году, Эдуард Басурин ответил: «Для славян, русских важна душа. Стреляя по Храму Господнему, они стреляли в души! Наши души!». Поймут ли эти ответы европейцы, англичане, американцы? Вряд ли. Для них тело важнее души. Но важную мысль им донесли.

Когда я слушал вопросы и ответы, задавал себе вопросы: «Кто отдавал в 2014 приказы обстреливать Храм и погост? Кто выполнял эти приказы?». И очень хотел бы им посмотреть в глаза, грешникам, и спросить: «Православный! Тебе не страшно прийти на чистилище? Предстать пред Богом и ответить за свои деяния?». Не задать вопрос, а именно спросить. Время рассудит…

Уезжал из монастыря с тяжелым чувством по дорогам войны, через разрушенные селения. Проезжая по городу увидели, как работают саперы. Поняли. Опять звонки о минировании. Это подтвердилось уже в ходе мероприятия.

Сама пресс-конференция проходила в «Shakhar Plaza». На входе усиленная проверка. Отнеслись с пониманием. В нескольких километрах идет война. Аккредитация. И… Приятное удивление. Организация на очень высоком уровне. Отдельный пресс-центр с интернетом, связью, «выделенкой» для журналистов. Ну, и, естественно, кофе-брейк.

Пресс-конференция главы ДНР Дениса Пушилина. Фото: Игорь Кимаковский.

Пресс-конференция началась ровно в 12.00. По плану. Для многих журналистов одной из основных задач была как можно быстрее давать информацию в СМИ, и в свои соцсети. Скорость, ну, куда без неё.

Я наблюдал за процессом как публицист. Важна была атмосфера. Реакции. Вопросы. Ответы. И смыслы. Главное смыслы. Я их услышал. И в вопросах. И в ответах. В вопросах наших журналистов: переживание, здравый смысл. Желание найти здравое зерно. Иногда боль. Да! Боль!

В вопросах западных журналистов, особенно от англичан: зашоренность, претенциозность, однобокость и желание найти повод, чтобы обвинить Россию и ДНР в разжигании войны, о которой трубят последние месяцы западные СМИ. В ответах Пушилина я прочитал понимание, уверенность в своих словах, последовательность и спокойствие. И полное понимание международной повестки дня.

Пресс-конференция длилась более двух часов. На ней присутствовали местные журналисты, а также СМИ из России, Бельгии, Франции. В онлайн режиме из Англии, Австралии и даже из Японии. Я уже не говорю о тех европейских изданиях, которые прислали свои вопросы в виде писем. Их тоже зачитали во время пресс-конференции. Глава ответил на все вопросы. И ответы были подкреплены конкретными цифрами и фактами.

Французский журналист хочет задать вопрос Денису Пушилину. Фото: Игорь Кимаковский.

Мне запомнился ответ на вопрос девочки о высказывании Порошенко о том, что дети Донбасса будут сидеть в подвалах. Денис Пушилин ответил, что дети по обе стороны противостояния дети и у них должны быть праздники, школа, возможность развиваться. Он не делил детей. Понимаете. Не делил. А только в начале напомнил о том, сколько детских жизней унесла эта война. И, как отец отца, я полностью его понимаю. Детей чужих не бывает. А Порошенко? Бог ему судья…

Было много и других правильных ответов.

Как бывший политзаключенный, просидевший в украинских застенках более 4 лет, задал вопрос об обмене удерживаемых лиц, который тормозится уже более двух лет. Ответ был коротким, но понятным. Обмен приостановлен из-за невыполнения украинской стороной процессуальной очистки обменянных. Республика свои обязательства выполнила. Виноват Зеленский, на столе которого лежат документы о помиловании жителей ДНР, осужденных по политическим статьям, и который не может найти 5 минут, чтобы с ними ознакомиться.

Из ответов на вопросы журналистов сделал выводы:

— республика готова к любому повороту событий;

— позиционирует себя как субъект мирового права;

— готова к отражению любой агрессии (есть пункты управления, есть Дух, бойцы, союзники (ополченцы из России, Южной Осетии, и…));

— есть понимание как вести себя с Украиной;

— жители республики свой исторический выбор сделали и с пути не свернут.

И главное: что бы не произошло Донбасс был, есть и будет русским по сути!!!

После пресс-конференции захотел узнать мнение коллег. Прежде всего иностранных. Не получилось. Наотрез отказались общаться на камеру. Потом без камеры попробовал выстроить диалог. Предложил взять интервью у меня, человека, просидевшего за свои убеждения более 4 лет в украинском плену. Сказал, что приведу массу примеров нарушений прав человека на Украине, сведу с бывшими политзаключенными. Отказались. Смущаясь. Понял. Не то было у них редакционное задание. Не смогли они выйти за рамки дозволенного их работодателями. Но тем не менее сам факт интереса западных СМИ к республике, Главе сам по себе заслуживает внимания.

Западным журналистам оставил свои координаты. Сказал: «Готов к общению!». После пресс-конференции для журналистов была организована экскурсия на завод по производству холодильного оборудования «Донфрост» и на Донецкий металлургический завод.

Надо отдать должное, иностранных журналистов заинтересовало производство, находящееся практически на линии фронта. Они много снимали и брали интервью. Нам показали полную технологическую линию по производству холодильников, львиная доля деталей которых изготавливается в Донбассе. И плавку чугуна. Признаюсь, меня это тоже впечатлило. Домна. Металлурги. Раскалённый металл.

Игорь Кимаковский и работник завода «Донфрост». Фото: Игорь Кимаковский.

Впечатлений от поездки осталось много. У наших журналистов и у иностранных. Когда садился писать о своих первых впечатлениях, словил себя на мысли: «Для республики это мероприятие стало маленькой дипломатической победой! Надеюсь, не последней!».

Игорь Кимаковский — эксперт Центра социально-консервативной политики специально для Sheynin.ru