МОСКВА. Президент компании «Ашманов и партнеры», член Совета по правам человека при президенте России Игорь Ашманов рассказал в беседе с Sheynin.ru о принципах работы с информацией, которыми можно руководствоваться в период специальной операции Вооруженных силы России на Украине.
«Первый принцип: выберите для себя набор чистых источников, которым Вы доверяете и которые в прошлом не врали. Это не гарантирует, что они в будущем не будут врать, но читать лучше набор доверенных источников. Сообщения от неизвестных аккаунтов и квазиСМИ читать просто не нужно. Там может быть все, что угодно. Замучаешься проверять, поскольку проверить достоверность фейка нельзя. Никаких ресурсов и специальных инструментов для этого не существует. Второй принцип: возьмите себе правило однодневной или двухдневной задержки. То есть не торопиться брать информацию на веру, а самое главное — не торопиться выкрикивать в соцсетях свое очень ценное мнение сразу после того, как услышал новость, квазиновость или фейк. Потому что любое событие в мире, как правило, за пару дней испытывает несколько поворотов сюжета. Нередко все оказывается по-другому, появляются опровержения или события разворачиваются в другом направлении. Много было подобных событий. Например, начинается дикий крик про бабушку, которую ударил в живот ОМОНовец. А потом оказывается, что это не бабушка, на митинге она была специально с видеооператором и удар она получила в бедро, а не в живот… Вообще все не то. То есть работаем по двум принципам: 1) работаем с достоверными источниками; 2) придерживаемся задержки реакции на 1-2 дня. Надо помнить, что любые важные события мимо нас не пройдут. Мы о них в любом случае узнаем. Причем из официальных источников, когда они уже будут подтверждены. Это все называется информационной гигиеной. Надо ее соблюдать и не бросаться в море, которое полно мусора», — отметил Ашманов.
Что касается политической рекламы, которая распространяет недостоверную информацию, то эксперт призывает задавать вопросы отечественным площадкам, почему они ее покупают, «взять за ухо и заставлять этого не делать». Что касается западных СМИ и площадок типа Facebook, Instagram и Twitter, то их сейчас замедляют: «К примеру, замедляют работу Facebook за то, что они заблокировали наши СМИ. Западные соцсети надо блокировать. Я сейчас нахожусь в Забайкалье, где Facebook вообще не открывается. Для нас это небольшая потеря. Возможно, природа очистится, и школьники начнут книжки читать».
«Должен быть создан центр, который будет быстро определять, что является фейком, а что — нет. Некоторые фейки надо либо сбивать на взлете, либо обращаться к соцсетям и СМИ за блокированием [недостоверной информации]. В принципе, меморандум о борьбе с фейками был подписан осенью прошлого года. Под ним подписалось довольно много цифровых площадок, в том числе и ВКонтакте. Там создается некий механизм, работают люди. С помощью технологий искусственного интеллекта фейк разоблачить нельзя, поскольку необходимо сравнению фейка с реальной действительностью. Как может машина выяснить, что русские массово не убивают украинцев на Украине? Никак. Это должен сделать какой-то человек, который посмотрит на новость и скажет: «О, это украинская пропаганда! Блокируем!». Центр должен непрерывно все фейки маркировать, давая возможность соцсетям и СМИ определять, может даже автоматически. Условно говоря, выкладываются образцы фейков, ссылки на них. И уже автомат при публикации СМИ может сравнить, не публикует ли площадка то, что уже давно разоблачено. Такую структуру у нас можно построить, но ее у нас в стране пока не построили. Ее только начали создавать. На базе АНО «Диалог» стали строить некую структуру по раздаче этих самых фейков уже цифровым платформам. Но пока она не готова» — пояснил Ашманов в интервью Sheynin.ru.