ВАШИНГТОН. Профессор Института стратегических исследований Военного колледжа армии США Джон Дени призвал правительство Соединенных Штатов ослабить Россию.
«Учитывая подход России к международной безопасности с нулевой суммой, сокращение ее влияния, которое позволяет угрожать жизненно важным интересам США и Запада, должно стать основой новой стратегии США в отношении РФ. Старая стратегия явно провалилась», — заявил Дени с своей статье для Foreign Policy.
По его словам, в течение 25-летнего периода с окончания холодной войны до начала украинского конфликта «подход Вашингтона к Москве характеризовался поддержкой, вовлечением и помощью»; «эта стратегия поддерживалась целым рядом дипломатических, военных и экономических мер», и она «не сработала».
«Виноват ли Запад в неспособности превратить Россию из противника в партнера? Некоторые эксперты как на Западе, так и на Востоке обвиняют Соединенные Штаты и их союзников, ссылаясь на расширение НАТО, вторжения в Ирак и Ливию, крестовый поход за продвижение демократии или скрытое антироссийское лобби в качестве главного источника напряженности. Однако большинство этих обозревателей не признают той роли, которую история и география сыграли во внутренней политике России, что, в свою очередь, сформировало внешнюю политику Москвы.
На протяжении веков Россия пережила военные вторжения вдоль всех границ — центральноевропейские страны вторгались с запада, мусульманские – с юга, а монголы, китайцы и японцы с востока и юго-востока. Это сформировало неослабевающее чувство незащищенности, которое оказало серьезное влияние на внутреннюю политику России. В результате Кремль — будь то цари, председатели политбюро или президенты — заинтересован в том, чтобы рассматривать российские интересы с точки зрения игры с нулевой суммой и демонизировать Запад. Представлению о более тесном сотрудничестве нет места в лексиконе российских лидеров, когда они говорят о Западе.
За исключением середины 1990-х годов, российские лидеры регулярно характеризовали НАТО как врага, иногда неявно, но чаще явно. Это произошло несмотря на то, что, начиная с 1990 года большинство союзников по НАТО начали сокращать свои оборонные бюджеты и численность личного состава, лишая его возможности вести наступательные крупномасштабные операции.
С 2014 года союзники по НАТО пришли к выводу, что пора возвращаться к коллективной обороне в Европе. Вопрос, который сейчас стоит перед США и другими западными странами, заключается в том, как реагировать на Россию не только в контексте войны на Украине, но и за ее пределами. Одним из вариантов может быть сохранение Кремля в максимально возможной изоляции, в то же время предоставляя европейским союзникам возможность взять на себя основную тяжесть управления Россией.
Такая стратегия позволила бы Соединенным Штатам сосредоточиться на угрозе со стороны Китая. Однако эта стратегия недооценивает европейские возможности и вызовы, несмотря на недавний поворот, она преуменьшает все еще жизненно важные интересы правительства США в стабильной и безопасной Европе и упускает из виду тот факт, что Россия, вероятно, останется способной импульсивно угрожать этим жизненно важным интересам в течение следующего десятилетия или далее.
Другим вариантом может быть избирательный выбор направлений сотрудничества и противостояния. Например, Соединенным Штатам может потребоваться сотрудничество с Россией для сдерживания ядерной программы Ирана, даже если американцы ежедневно противостоят Кремлю в киберпространстве. Однако стратегия сотрудничества там, где это возможно, и противостояния с Москвой там, где это необходимо, недостаточно защищает жизненно важные интересы Запада, потому что она позволяет России сохранять способность подвергать эти интересы риску…
Чтобы уменьшить способность России угрожать жизненно важным интересам США по своей прихоти, Вашингтон должен подорвать российскую мощь, напрямую конкурируя с Москвой и участвуя в ее игре с нулевой суммой. Этот тип конкурентной стратегии позволяет избежать наивности и неэффективности попыток смягчить или изменить поведение россиян с помощью какой-то волшебной смеси приспособления, престижа, партнерства и денег. Он признает тот факт, что никакая комбинация кнута и пряника не может изменить геополитическую или историческую реальность России и, следовательно, поведение Кремля. Признавая, что Россия является важной державой в Европе и Евразии, стратегия соперничества с целью ослабления ее мощи не предполагает, что Россия должна оставаться могущественной», — пояснил Дени.
Эксперт предлагает бить по российской экономике: «Чтобы свести на нет могущество России и ее способность угрожать жизненно важным интересам Запада, важна политика в экономической сфере, поскольку российская экономика — и особенно ее углеводородный сектор — формирует возможности Кремля. Усилия, направленные на то, чтобы отучить Европу от поставок энергоносителей из России, со временем окажут значительное влияние на российскую экономику».