БРЮССЕЛЬ. Прекращение поставок российского газа в Польшу и Болгарию — серьезный пример экономического принуждения. К такому выводу пришли аналитики Европейского совета по международным делам (ECFR) Джонатан Хакенбройх и Филип Медуник.
«Пока европейские столицы взвешивают, как далеко они могут зайти, вводя санкции в отношении экспорта энергоносителей из России, Москва пытается достичь своих политических целей, меняя восприятие угроз. Прекращение экспорта российского газа в Германию, вероятно, будет иметь тяжелые последствия для экономики ФРГ и ЕС. Заводы должны были сократить производство или даже закрыться. Не исключено, что некоторые ключевые отрасли могут быть потеряны навсегда. На самом деле, этот шаг будет иметь настолько серьезные последствия, что трудно оценить весь спектр последствий», — отмечают Хакенбройх и Медуник.
Эксперты считают, что «немедленное прекращение экспорта российских энергоносителей в Европу вряд ли изменит поведение российских военных на Украине и значительно ослабит Германию и Европу».
В апреле президент России Владимир Путин объявил о планах по диверсификации экспорта энергоносителей из Европы в пользу Азии, Африки и Латинской Америки. Правительство представит соответствующий план к 1 июня. В 2021 году на Россию приходилось около 27% импорта нефти ЕС и более 40% газа.
На долю европейских стран-участниц ОЭСР приходится около 60% российского экспорта нефти, в то время как Китай потребляет 20% российской нефти — намного больше, чем любая другая азиатская страна. В отношении импорта газа Пекин стремится сократить зависимость от таких западных поставщиков, как Австралия и США. Большая часть потребляемого КНР газа поступает в виде СПГ.