КП: — Спорыо том, был ли ввод наших войск ошибкой или это диктовалось безопасностью страны,продолжаются до сих, спустя 40 лет после принятия решения…
— Не знаю, предполагаетсяли у вас неоднозначный ответ. Ввод войск, стремление СССР усилить свое присутствиев стране-соседе, обеспечить стабильность в государстве, которое находилось в нашемюжном подбрюшье — стратегически этот ход был правильным. Ошибочными оказались некоторыепоследующие решения.
КП: — Что выимеете в виду?
— То, как нашивойска там использовали, и для чего. И главных ошибок, на мой взгляд, было две.Обе из которых мы, как мне кажется, достаточно хорошо учли в Сирии.
КП: — Конкретнее?
— Первая ошибка:вместо того, чтобы контролировать территорию, обеспечивать поддержку дружественнойк нам власти, мы начали там по своему пониманию конструировать социализм. Сталистроить там жизнь как у себя. Из искренних соображений.
КП: — Хотелитам вылепить что-то вроде советского Узбекистана?
— Что-то вродетого — с новыми больницами, школами и дорогами. Это было принципиальной ошибкой.Узбекистан — совершенно другая по духу своему страна. То, что у нас получилось в20-е и 30-е годы в нашей Средней Азии — в не нашем Афганистане получиться не могло.
КП: — Но населениевначале было дружественно настроено — или нет?
— Сначала —да. Потом нейтрально было к нам настроено. А после того, как местная власть принашей поддержке начали раздавать крестьянам землю, — а земля там Аллахом дана, ане государством — большая часть населения оказалась настроена против нас. Это перваяошибка.
КП: — А второйошибкой стало…
— То, что мыпозволили вовлечь наши воинские подразделения в гражданскую войну, которая шла втот момент в Афганистане уже не первый год. Об этом сегодня предпочитают не вспоминатьпротивники решения о вводе наших войск. Но ведь гражданская война началась у нихеще в середине 70-х.
КП: — Не СоветскийСоюз оказался катализатором внутриафганских столкновений?
— Нет! В 1975 и 1976-м годах в Панджшеретот же самый Ахмад Шах Масуд с братьями-мусульманами и Гульбеддин Хекматияр — ониуже участвовали в гражданской войне. И было большой ошибкой позволить втянуть наширегулярные воинские подразделения в их гражданскую войну.