Артем Шейнин: окружение в ментальной войне — не всегда приговор

Иллюстрация: stratfor.com
Иллюстрация: stratfor.com

МОСКВА. Еще одна история о том, как неважно пока обстоят у нас дела на внутреннем, «культурно-идеологическом фронте».

На сей раз от Маргариты Симоньян про книгоиздание и книготорговлю:

«Когда мы обратились в издательства с предложением издать тот самый сборник современной фронтовой поэзии «Поэzия русского лета», который мы сами составили, сделали иллюстрации и вообще все, нам ответили:

— Уберите с обложки букву Z. С этой буквой ни один книжный магазин не возьмет.

Это цитата. И это, конечно, приговор. Нам всем».

Уже столько сказано про ситуацию в театральной сфере, в кино, где по-прежнему распространена история, когда изрыгающие проклятия своей стране актеры получают роли в фильмах и постановках, создаваемых при финансовой помощи того самого государства. Про ВУЗы, где патриотов травят.

Теперь вот книготорговля, оказывается, местами оккупирована противником. Когда я пишу «оккупирована», я это слово упоминаю осознанно.

Еще недавно многие даже вполне себе государственники кривились, услышав про концепцию «ментальной войны». Которую активно разрабатывает советник министра обороны Андрей Ильницкий.

Мол, ну что за оторванный от жизни конструкт… Война это… знаете ли, война. А вы про «ментальную» нам.

Между тем, одним из главных постулатов концепции «ментальной войны» как раз и являлся тезис, что в нынешнем мире совершенно необязательно оккупировать территорию захватываемой страны. Вводить туда войска, бомбить.

Все это совершенно не требуется, если в течение лет и десятилетий насаждать свое влияние и контроль в сфере сознания, в области ценностей и ориентиров. По факту оккупируя и беря под контроль сознание и ценностную ориентацию работников ключевых идеологических сфер. Тех, которые как раз занимаются воздействием на сознание, чувства, эмоции, идеи.

И зачем нужно высаживать парашютистов, если твой десант уже высажен и закрепился на «господствующих высотах» образования, культуры, искусства. А при необходимости и в атаку перейдет (помните массу историй, как в разных ВУЗах, например, создавали невыносимые условия преподавателям с патриотической позицией).

Вот и в истории Маргариты Симоньян директор издательства ей, по сути, говорит следующее: «Мы окружены, весь район под контролем противника, если прорываться, то только партизанскими тропами…».

Вот вам и ситуация на фронтах «ментальной войны». Про которую так многие «практики» кривились…

Единственное, с чем не соглашусь с Маргаритой — в выводе про «приговор нам».

Нет.

Даже окружение не всегда приговор. Особенно если на «большой земле» готовят подкрепление. Как минимум, начали понимать важность прорывов и зачисток и на «ментальном» направлении.

Дальше, соглашусь, вопрос — успеют ли. Это да, оно тревожно. Но не безнадежно.

Будем надеяться, что там не везде ментальные диверсанты пути перерезали.

Артем Шейнин — журналист, основатель издания Sheynin.ru