МОСКВА. Меня стали часто спрашивать об отношении к тем, кто уезжает из страны, заявляя о своем отъезде как несогласии к тому, что происходит после 24 февраля. Спрашивают нужно ли их пускать назад? Нужно ли, чтобы они возвращались? Зачем они здесь нужны?
Я при ответе на эти вопросы был бы очень осторожен. Они нуждаются в четком осмыслении.
Важно зафиксировать: это не массовый процесс, он не носит повальный характер. Те, кто уезжают, были самоназначенными «лидерами мнения», «совестью нации» здесь, у нас, у темных и лапотных. Они узурпировали в свое время нишу, это было заметно по премиям, кинофестивалям и много по чему еще. Они назначали рукопожатных и нерукопожатных, создавали видимость, что они и есть опорные столпы, на которых держится здание нашей общественной морали. Что совершенно не так, поскольку очень многие люди, которые вносили и вносят большой вклад в культуру, они себя не выпячивали, занимались тихо своим делом. Они сейчас становятся заметнее. Они просто не уезжают, они со своей страной, даже может быть не все понимая и не все одобряя.
Среди уехавших есть действительно хорошие артисты, режиссеры, комики, шумные имена. Мы потом поймем каков будет процент уехавших. Но это не все, просто очень умело и опытно создается видимость, что весь цвет покидает Россию. Но это не так.
Нужно четко понимать, что люди имеют право на свое мнение. Ни в обществе, ни со стороны власти нет ни малейшего настроя на принуждение всех в едином порыве поддержать что-либо. Речь о том, что невозможно отрицать то, что делает наша страна и ассоциировать себя с тем, что делают те, кому страна сейчас противостоит. Уезжая сейчас из России многие из этих людей присягают чему-то, что для них есть светоч.
Вернутся ли они и нужно ли их пускать обратно? Все зависит от того, как они вели себя здесь и как они поведут себя там. Если человек уехал, потому что ему стыдно за то, что он русский и призывает все кары небесные на головы тех, кто в России, я не понимаю зачем они потом здесь нужны. Может, и к лучшему, что они уехали.
Отъезд части из этих людей — это отъезд символов 90-х годов. Многие из этих людей ассоциируются именно с теми временами: сдача суверенитета страны и превращение ее в полуколонию. Я очень надеюсь, что Анатолий Чубайс увез 90-е с собой.
Нужно вместе с водой не выплеснуть ребенка. Для десятков тысяч молодых айтишников со своим представлением о мире, ориентиром и моделью была Силиконовая долина. И для них обозначившаяся изоляция от Запада, это правда выглядит как катастрофа и как ломка жизни. И вопрос, что с ними делать. Я уверен, что не все уедут и многие ребята останутся, но есть некие отдельные группы, к которым нужно подходить более аккуратно и продумать условия того, чтобы убедить их передумать. А не просто записывать их в предатели и выпихивать их страны. Это было бы ошибкой, может быть, неисправимой.