МОСКВА. Знаю, что многим сложно пока отвлечься от любимого лунного трактора, но для тех, кто уже немного взял себя в руки и включил голову будет полезно. На фоне эмоционально-мазохистских терзаний последних дней (да и месяцев) среди прочего нередко звучит мотив «а вот тогда, а вот теперь». Мол, «а вот при Сталине бы…».
Очень интересный пост как раз на эту тему написали «Два майора». Там и отсылка к источнику с более подробным разбором.
Если коротко, в декабре 1941 Начальник Генштаба РККА маршал Шапошников издал приказ «о случаях доклада необъективных данных об обстановке». В котором отмечалось, что некоторые командиры «дают сознательно заведомо ложные сообщения, искажающие истинное положение и действительную обстановку». Ну вы поняли да, к чему я. Просто-таки цитата из миллиона постов, написанных про «сейчас». Но – декабрь 1941.
Я к чему – нет ничего успокаивающего, что это было и тогда. Нет ничего оправдывающего это и сейчас, раз было и тогда. И тогда, и сейчас это преступно и недопустимо. Будь то касательно обстановки на фронтах или снабжения армии всем необходимым или подготовки и обеспечения мобилизованных и их использования на фронте. По любой из тем и тогда, и сейчас приукрашивание и искажение реального положения дел – чревато и недопустимо. Тут нет вопросов.
Я лишь о том, что нужно аккуратнее быть с фиксациями на том, что те или иные наши проблемы – это исключительно свойство нынешних нас. И свидетельствует о чем-то непреодолимо критичном именно в нашей ситуации. Важно помнить и отдавать себе отчет, что большинство наших «косяков» были присущи нам же в самые разные эпохи. И вопрос не в их сокрушенном смаковании, а в усилиях по исправлению. Потому что, повторюсь, возможно, это свойство в том числе и нашего архетипа сознания (а значит и внутреннее свойство системы), что у нас 1945 всегда через 1941…
И главное не как оно происходит (ни к одной войне за последние лет 250 после хотя бы 10-15 относительно «спокойных лет» Россия не была полностью готова), а в способности начать это исправлять и менять. Что требует непростого переключения и перехода в иное состояние. И от того, успевали или нет в него переключиться, во многом и зависело, как и чем заканчивались те или иные войны и военные конфликты.
«Исходный фон» необходимого «переключения» так или иначе всегда был одинаковый. Смесь расслабона, шапкозакидательства, интриг и междусобойчиков, имитации и самообмана. Нередко в сочетании с пилорамой. Все это – до поры с опорой на героизм, самоотверженность и стойкость армии. Дальше развилка «очнулись – не очнулись, переключились – зависли». Вот на ней всё критично и решалось. В том числе, кстати, сохранение и поддержание той самой стойкости, самоотверженности и героизма…
И дальше — в зависимости от успешности и полноты «пробуждения/переключения» — либо Венский конгресс 1814 после Отечественной 1812, либо Парижский договор 1856 после Крымской, либо Портсмутский 1905 после русско-японской, либо Брест 1918 после Первой Мировой, либо Ялта 1945 после Великой Отечественной. Либо Женева 1987 после Афганской.
С соответствующими приобретениями или потерями для державы внешними и внутренними, ее последующим местом и значением в мире. Вплоть до факта существования иногда.
Повторюсь – история учит тому, что все уже было. Точнее – всяко бывало.
И как будет или не будет в очередной раз зависит от готовности этого захотеть и начать добиваться.
Артем Шейнин – журналист, основатель издания Sheynin.ru