ВАШИНГТОН. Властям Польши пора повзрослеть в вопросах, касающихся отношений с Россией. Об этом в статье для правоконсервативного издания American Conservative пишет польский историк Михал Крупа.
«Стороннему наблюдателю кажется, что поляки готовятся к потасовке и больше ничего не хотят. Ведь переброска оружия на Украину через польскую территорию, которая лишь затягивает конфликт, дает Москве повод для более зрелищных военных действий, когда удар по полигону в Яворове будет выглядеть как прогулка в парке.
Более того, это польское оружие очень часто оказывается в руках самих российских сил, а его поставки не соответствуют стандартам подлинной дипломатии, направленной на достижение прочного мира. На момент написания этой статьи президент Анджей Дуда не счел необходимым разговаривать с президентом РФ Владимиром Путиным по телефону, несмотря на то что его союзники по НАТО, в том числе канцлер Германии, а также президенты Франции и Турции, поддерживают прямые контакты с Кремлем.
Политика Варшавы противоречит умонастроениям граждан. Так, согласно опросу общественного мнения, проведенному в начале марта социологами из IPSOS, на вопрос «Должны ли Польша и НАТО осуществить военное вмешательство в Украину?» около 60% поляков ответили отрицательно. Посыл ясен: поляки не хотят участвовать в чужой войне», — отметил Крупа.
В условиях, когда все разумные дискуссии об альтернативах нынешней позиции Варшавы отбрасываются с ходу как «умиротворение», Крупа предлагает вспомнить слова отца-основателя польского национализма, одного из архитекторов независимости Польши Романа Дмовского, который писал в 1920-е годы следующее: «Было бы глупо ожидать идиллии между нами и Россией в будущем. Противоречивые интересы и недопонимание будут существовать всегда. Но также несомненно, что главные, существенные интересы России лежат не на польской границе, как и главные задачи Польши, которые не направлены против России. Есть великие дела, для решения которых необходимо сотрудничество обеих наций».
По словам обозревателя American Conservative, мысль Дмовского заключалась в том, что Польша либо откажется от своего антироссийского упрямства, давно ставшего анахронизмом, и предпримет серьезные дипломатические усилия с Россией, либо останется «присоской Европы», неспособной заботиться о своих жизненных интересах, которые не тождественны с украинскими интересами.