На вопросы Sheynin.ru ответил доктор исторических наук, профессор, директор Агентства этнонациональных стратегий (АЭНС) Александр Кобринский.
Александр Львович, назовите предпосылки, которые спровоцировали нынешние события в Казахстане.
Александр Кобринский: Мы знаем, что советники у казахстанского руководства из англосаксонского мира, без их советов тут не могло обойтись. Сначала было впечатление, что это чисто экономические требования, и они так и выглядели. Но как так получилось, что под Новый год сделали людям такой подарок — подорожание топлива в два раза? И это все больше приобретает вид спланированной акции, как ответ на испытание Россией всевозможных ракет, как ответ на нерасширение НАТО на Восток, как ответ на предстоящие переговоры с 10 января.
Ведь очень трудно вести переговоры, когда у одной из сторон в хвосте торчит «шило» — неудобное положение, чтобы сидеть на стуле и разговаривать. Я уверен, что сейчас найдутся на западе те, кто обвинят Владимира Путина в том, что он организовал государственный переворот в Казахстане, чтобы ввести туда войска, чтобы Казахстан еще больше привязать к России. Обязательно кто-то заявит, что это все организовано Россией.
Какие на данный момент существуют внутренние факторы такого ожесточенного поведения митингующих?
Александр Кобринский: Внутренние проблемы у Казахстана, конечно, есть. И серьезный конфликт между русскоговорящими казахами и казахоговорящими казахами. Завоз большого количества тех, кого переселили, например, из Монголии, это люди немного с другой культурой, говорящие на казахском языке еще 1920-х годов. Между северными и южными казахами тоже серьезный конфликт. И это все накрывает «шапкой Мономаха» жузовая система – младший, средний, старший. Это все не было преодолено внутри самого общества после распада Советского Союза.
Теперь давайте поговорим о внешних факторах. Считаете, что развитию событий могли способствовать извне?
Александр Кобринский: Подъем цен на газ с 60 до 120 в новогодние дни не может быть случайностью. Если бы все началось в феврале, может быть, оценка была бы другой. Но началось все 2-3 января, и это не случайно. Президент выполняет требования протестующих на следующий день, он снижает цену на газ не просто до 60, как было, а до 50. И это не только не успокаивает протестующих, но и подзадоривает их. И на улицы выходят неорганизованные группы людей, которые переходят в атаку против организованных сил правопорядка.
Это говорит только об одном – эти группы протестующих организованные и кто-то ими руководит. Как человек, имеющий опыт организации разных массовых мероприятий, я точно могу сказать, что без координации извне физически невозможно начать такие одновременные акции протеста в стольких городах. Причем это все происходит зимой, где в некоторых городах морозы больше минус 20-25.
Кто координирует этих протестующих? Есть лидер оппозиции?
Александр Кобринский: Нет, лидера никакого нет, сами лидеры не уверены в успехе этого безнадежного предприятия. Там переплелись разные силы: ребята Аблязова, националистически настроенные ребята и главные — турецкие хлопцы, за которыми всегда стоят англичане. И то, что за Турцией стоит Англия легко показывает то, что, когда Эрдоган выгонял послов из страны, он выгнал всех, включая американского, кроме английского.
Англосаксам выгодно передать оперативное управление над Центральной Азией туркам. Коррупция в Казахстане проникла гораздо глубже и серьезнее во все эшелоны, чем в других республиках. Там была в 1990-х программа обучения на Западе, сейчас эти люди достигли 40-летнего возраста, заняли ответственные посты, стали руководителями, советниками. Они являются в основной своей массе проводниками именно англосаксонской идеи наживы, коррупционной – все продается, все покупается. Все ключевые посты заняты руководителями титульной нации, потому что их оказалось легко купить. Поэтому сегодня полиция готова своих собратьев терзать за взятки, но не готова выполнить свой долг – они сдаются и сдают свое оружие. И это тоже серьезная проблема.
Видимо, обезглавили именно тех силовиков, которые отказывались сдавать оружие и сдаваться…
Александр Кобринский: Тот факт, что несколько убитых силовиков обезглавлены говорит только о том, что в Казахстан пришла террористическая группировка ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Поэтому Казахстан сегодня действительно подвергся террористической атаке. И здесь нужно серьезно разбираться, чем занимались наш МИД и Россотрудничество в Казахстане.
У Вас нет ощущения, что мы упустили эту страну, как и Украину в свое время?
Александр Кобринский: Мы не только Казахстан упустили, а мы Центральную Азию уже практически полностью упустили. Сейчас будет огромное количество в России тех, кто начнет отстаивать, что не надо вводить туда силы ОДКБ. Это что с их стороны – наивность или предательство? Не могут же они правда не понимать, что за такими событиями в Казахстане последует развал государственности, удар по русскоговорящим, их травля.
Нужно понимать, что это не внутренний конфликт. Когда у милиционера отбирают пистолет, когда в багажниках подвозят оружие и раздают его людям на площади, когда отрезают головы – причем тут экономический кризис? В целом люди там счастливо живут, не особо хотят уезжать оттуда, потому что Казахстан всегда был экономически благополучнее многих бывших республик СССР. Но история такова, что, если условный Ваня из Тамбова не придет и не наведет порядок, там будет еще хуже.
А этот условный Ваня из Тамбова может там остаться или просто наведет порядок и уедет?
Александр Кобринский: У России грандиозная проблема, как историк говорю. Мы никогда не озадачивались благодарностью за наши подвиги. Неважно это Болгария в XIX веке или Европа в XVIII веке – плодами всегда пользовались другие. Важно понимать, что мы наведем порядок и мы можем оттуда уйти, но надо ли? Мы хотим, чтобы они там опять переходили на латиницу, опять бегали с языковыми патрулями?
Там сейчас силы ОДКБ за неделю наведут порядок, уберут людей с улиц. А потом что? Казахстан продолжит идти своим многовекторным курсом? Многовекторность – это всегда государственный переворот в конце. Никакой многовекторности не существует, это уже понятно через 30 лет. В какой-то степени мы сами тоже в этом виноваты, потому что лидеры постсоветских государств слишком легко принимали в свой круг коллег, которые пришли к власти путем государственного переворота. Но если Касым-Жомарт Токаев сейчас преодолеет этот кризис, он выйдет на новый уровень – он станет лидером нации.