Академик Виталий Зверев: конец пандемии уже виден

Об отмене обязательного ношения перчаток, необходимости носить маски и об окончании пандемии.

Виталий Зверев. Фото: ИА Красная Весна
Виталий Зверев. Фото: ИА Красная Весна

МОСКВА. Перчатки – это совершенно бессмысленное занятие, бизнес-проект, который никакого отношения к борьбе с ковидом не имеет. Об этом научный руководитель ГУ НИИ вакцин и сывороток им. И. И. Мечникова, академик РАН Виталий Зверев рассказал в интервью с Sheynin.ru.

Виталий Васильевич, сегодня Роспотребнадзор исключил ношение перчаток из перечня противоэпидемических мероприятий в отношении коронавирусной инфекции. Как вы считаете, введение перчаток изначально было избыточной мерой?

— Я еще в феврале 2020 года сказал, что перчатки – это совершенно бессмысленное занятие, просто какой-то бизнес-проект, который никакого отношения к борьбе с ковидом не имеет. Более того, это очень вредно, потому что люди не понимают, что никак себя не защищают и вирусом все равно заражаются. Этими перчатками мы собираем всю грязь, бактерии. Если у человека есть привычка дотрагиваться до лица, то он и в перчатках будет дотрагиваться, поправлять маску. Я часто это видел в метро, например. Руки – это наша защита, один из механизмов врожденного иммунного ответа. А когда мы этот механизм закрываем перчатками, то делаем себе же хуже. Вероятность передачи коронавируса руками ничтожно мала, чтобы вводить перчатки. Я искренне рад, что наконец-то прекратили это бессмысленное занятие.

То есть, с научной точки зрения никто и никогда не доказывал, что перчатки помогают защититься от коронавирусной инфекции?

— Нет, перчатки нужны при борьбе с другими инфекциями. А при респираторных инфекциях никогда и нигде перчатки не помогали и не применялись.  

А маски все еще нужны и необходимы или это тоже уже избыточная мера?

— По большому счету, маски все же нужны. Не случайно в Китае, Японии маски применяли еще до коронавируса, их носили в осенне-зимний период в транспорте. Потому что все респираторные вирусы, в том числе, вирус гриппа передаются именно этим путем. И маска защищает в этих случаях, но не на 100%. И то при главном условии, когда в масках все. А у нас в масках 10% людей, и где-то на подбородке. В таком виде, конечно, никакого смысла в ношении масок нет. Если здоровый человек, предохраняясь носит маску, а больной ее не носит, то вероятность заражения все равно 70%. Опять же надо смотреть, что большинство носит декоративные тканевые маски, а не медицинские. Декоративные не защищают ни на один процент.

Перейдем к международному опыту. Что думаете по поводу разногласия в мире к подходу в борьбе с коронавирусом? Например, в Дании с 1 февраля отменили все ограничения, а в Австрии, наоборот, ввели обязательную вакцинацию.    

— Это все происходит именно потому, что ВОЗ не сыграл ту объединяющую роль, которую должен был сыграть. Я совсем недавно готовил материал о ликвидации оспы, и тогда все совсем по-другому было организовано, все по-другому относились. А сейчас ни одного международного совещания, все борются каждый сам за себя. В начале страны даже вырывали друг у друга маски и перчатки. Сейчас причина таких разных действий стран может быть только одна: в каких-то странах Омикрон уже распространен на 90%, а в каких-то все еще доминирует Дельта, которая сильнее Омикрона. Из-за этого могут различаться ограничительные меры, но все равно не настолько, как сейчас мы это видим в Дании и Австрии. Такого не может быть. И это говорит только о том, что где-то решения принимают по политическим соображениям.

Кстати, еще один пример: Грузия и Литва отменили ковид-паспорта из-за их неэффективности.

— Если бы эти страны были умные с самого начала, они бы и не вводили такие паспорта. Я всегда выступал против QR-кодов, паспортов. Они никакой пользы не несут. Привитый человек точно также может носить и распространять вирус. Да, он легче болеет, но он же точно также передает вирус другим. У нас стали это понимать и отменять чрезмерные меры. Наверное, дошло наконец. Я с самого начала к этому призывал, несколько раз выступал в Госдуме, это все говорил. Но до сих пор во многих регионах все равно оставили QR-коды. Я недавно ездил в Псковскую область читать лекцию врачам, и там везде просят показать код. В Москве тоже в театрах просят. Может этот код для чего-то и нужен, но все наши данные давно всем известны. К борьбе с коронавирусом это никакого отношения не имеет.

Сейчас уже можно сказать, что конец пандемии хотя бы виден?

— На мой взгляд уже виден. Думаю, к концу этого года серьезные всплески должны закончиться. Конечно, нельзя говорить об этом со 100% уверенностью, вдруг появится новый штамм. И еще один важный момент. Мы сейчас массово прививаем всех во время пандемии, чего раньше не было никогда, и сейчас это своего рода эксперимент. Обычно прививали до, когда ждали подъем заболеваемости. Но в истории просто не было таких случаев, чтобы вирус распространился по всей планете. Когда была испанка, вакцин еще не было. Когда пришел новый вариант гриппа в 1969-1970 гг., потом свиной грипп, это все было предсказано и прививали людей до начала.

Может ли появиться новый штамм? Есть какие-то предпосылки к этому?

— Не думаю, что может появиться еще один штамм более сильный. Все респираторные вирусы всегда сходили на нет, как только переболевали все. Именно потому, что вирус быстро распространялся, но при этом терял свою силу – способность вызывать тяжелое заболевание. Я надеюсь, что к концу года у нас останутся случаи отдельных вспышек, но не будет серьезных волн и подъемов. Чем быстрее все переболеют, тем быстрее вирус ослабнет. 80% населения планеты переболеет, и все закончится. И к этому сейчас все и идет.